Ге́рцен Александр Иванович (1812-1870), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огарёвым возглавлял студенческий кружок. В 1834 арестован, 6 лет провёл в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, требовал освобождения крестьян с землёй. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) - один из шедевров мемуарной литературы.
* * *
ГЕРЦЕН Александр Иванович - ГЕ́РЦЕН Александр Иванович (25 марта (6 апреля) 1812, Москва (см. МОСКВА (город)) - 9 (21) января 1870, Париж (см. ПАРИЖ)) - русский революционер, писатель, философ, публицист; основоположник народнического этапа русского революционного движения, один из основателей Вольной русской печати. В своих литературных произведениях А.И. Герцен остро критиковал крепостнические порядки в Российской империи.
Александр Герцен был сыном богатого помещика И.Я. Яковлева и немки Луизы Гааг. Брак родителей не был оформлен, И.Я. Яковлев придумал сыну фамилию Герцен от немецкого слова Herz - сердце. В 1833 году Александр Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)). На жизненные взгляды молодого человека сильное влияние оказали движение декабристов, события Июльской революции во Франции (1830), Польского восстания (1830-1831), творчество Пушкина, Рылеева, Шиллера, произведения французских мыслителей конца 18 века. Сочинение Александра Герцена «О месте человека в природе» (1832) показывает его близкое знакомство с вопросами естествознания, с идеями философских и социальных учений Сен-Симона, Шеллинга, Кузена. В студенческие годы Герцен стремился осмыслить единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления.
В Московском университете вокруг А.И. Герцена и его друга Н.П. Огарева (см. ОГАРЕВ Николай Платонович) сложился кружок революционного направления, в который входили Н.И. Сазонов, А.Н. Савич, Н.М. Сатин, В.В. Пассек. В июле 1834 года о деятельности нелегального кружка стало известно властям. Вместе с некоторыми участниками кружка А.И. Герцен был арестован и в апреле 1835 года выслан в Пермь, а оттуда в Вятку, где он служил в губернской канцелярии. С 1836 года А.И. Герцен выступал в печати под псевдонимом Искандер. В конце 1837 года ему разрешили переехать во Владимир. В мае 1838 года Александр Герцен женился на Н.А. Захарьиной. В начале 1840 года он вернулся в Москву, в мае переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел. В июле 1841 года за резкий отзыв в частном письме о полиции А.И. Герцен был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении. В годы ссылки идейные и философские искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло выражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июль 1842 года и поселившись в Москве, А.И. Герцен принял участие в борьбе славянофилов и западников. До середины 1840-х годов он взгляды западников, был главой их левого крыла. В эти же годы он выступил с беллетристическими и философскими произведениями.
В цикле философских статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека, материи и сознания, трактуя диалектику Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) как «алгебру революции», А.И. Герцен пытался обосновать закономерность развития человечества к неантагонистическому обществу. Этот мир будущего, царство разума воплотит и осуществит рациональные моменты истории: реализм, преклонение перед природой, свойственное античности, принципы суверенности личности, свободы духа. Такое будущее Герцен отождествлял с социалистическим идеалом. Формой движения к новому миру является соединение философии с жизнью, науки с массами, воплощающими материальное начало истории. Когда произойдет слияние духа и материи, начнется пора «сознательного деяния», которое Герцен понимал как суть истинно человеческой деятельности, возвышающейся как над неосмысленным существованием, так и над оторванным от жизни бесстрастным занятием наукой, свойственным «цеховым ученым».
В философских «Письмах изучении природы» (1844-1845) А.И. Герцен развивал идею единства противоположностей (см. ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ), утверждал о необходимости ликвидации антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал между «эмпирией» и «идеализмом». А.И. Герцен ратовал за преодоление созерцательности метафизического материализма и за естественнонаучное переосмысление принципов познания, диалектического мышления, развитых в идеалистической форме Гегелем. А.И. Герцен высоко оценивал гегелевские научные методы и призывал ученых-эмпириков воспользоваться ими. Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества. К противоречиям, лежащим в основе общественного развития, А.И. Герцен относил борьбу между привилегированными и угнетенными классами и конфликты между личностью и средой. Классы он различал не по их отношению к средствам производства, а по различию в имущественном положении. Движущей силой истории Герцен считал народ. Свое мировоззрение в 1840-х годах он назвал реализмом и пришел к нему через идеализм и романтизм 1830-х годов. Реализм в его понимании охватывал разные области бытия: утверждение материалистической философии, демократических и революционных общественных идеалов, новой морали человека. Формирование гуманной свободной личности, которая стремится к преобразованию общества на разумных началах, он считал основной задачей воспитания. В целом в своих философских трудах А.И. Герцен утверждал союз философии с естественными науками.
Литературу (см. ЛИТЕРАТУРА) он рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Антикрепостническим пафосом проникнуты его повести «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848), роман «Кто виноват?» (1841-1846), который стал одним из первых русских социально-психологических романов. Герой романа Бельтов отражал философские идеалы самого Герцена. Противопоставление призрачного идеализма и эмпирического знания воплощено в основных персонажах герценовских произведений - Круциферском («Кто виноват?») и Крупове («Доктор Крупов»). Философские, публицистические, беллетристические произведения автора связаны общей системой идей, единством языка, художественной манеры. Для герценовского стиля характерны лексическая пестрота, сочетание разговорного языка с научной терминологией. В конце 1840-х - начале 1850-х годов преобладающим стилем произведений А.И. Герцена стала лирическая публицистика.
В 1847 года Герцен с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже (см. ПАРИЖ) в «Письмах из Avenue Marigny» (1847) писатель дал критическую оценку западного буржуазного мира. Поражение Революции 1848 года во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственной философской концепции 1840-х годов - отказу от идей разумности истории, неуклонного прогресса человечества. Герцен выступил с критикой социальных утопий и романтических иллюзий в цикле «С того берега» (1847-1850), в котором явно выступили черты скептицизма и пессимизма, сомнения в способности человеческого сознания, науки верно отразить и предвидеть направление исторического движения. Оценив Революцию 1848 года как неудавшуюся битву за социализм, А.И. Герцен разочаровался в возможностях Запада и дальнейшие перспективы общественного развития связал с Россией. В 1849 году он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину. В последующие годы революционер разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу герценовской теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины, в своеобразной форме «русский социализм» выражал стремление крестьянства полностью уничтожить помещичье землевладение. С наибольшей полнотой взгляды А.И. Герцена на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).
В 1849 году А.И. Герцен переехал в Женеву (см. ЖЕНЕВА (город)), где принял участие в издании газеты Прудона «Голос народа». В 1850 году он поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию он ответил отказом. В мае 1852 года скончалась его жена. В августе того же года А.И. Герцен переехал в Лондон, где основал (1853) Вольную русскую типографию. Первые два года, не получая материалов из России, он печатал свои произведения («Юрьев день! Юрьев день», «Поляки прощают нас!», «Крещеная собственность»). В начале 1850-х годов писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы» (1852-1868, первое полное издание 1919-1920), которое признается вершиной его художественного творчества. Здесь завершилась эволюция герценовского стиля, автор умело пользуется метафорами, достигая в немногих строках большой концентрации социально-политического и философского содержания.
С 1855 года А.И. Герцен начал издавать альманах «Полярная звезда» (см. ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА (1855-1868)), который получил распространение в России. В 1856 году в Лондон к Герцену переехал Н.П. Огарев и с 1857 года они приступили к изданию «Колокола» - первой русской революционной газеты. Программа газеты на первом этапе (1857-1861) содержала общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение, уничтожение цензуры и телесных наказаний. Время от времени радикальный задор А.И. Герцена сменялся на умеренно-либеральное настроение, что находило свое отражение на страницах «Колокола». Однако после крестьянской реформы 1861 года Герцен резко выступил против либерализма, публиковал в «Колоколе» статьи с резкой критикой половинчатости реформ, революционные прокламации. Распространение «Колокола» в России способствовало сплочению оппозиционных сил, созданию революционной организации «Земля и воля». В период Польского восстания (1863-1864) А.И. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, тираж газеты сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела, молодая эмиграция, сосредоточенная там, не нашла общего языка с Герценом. В 1867 году издание «Колокола» было прекращено.
В 1850-1860-е годах продолжалось развитие и материалистического мировоззрения А.И. Герцена. В этот период, уделяя внимание проблеме личности (см. ЛИЧНОСТЬ) и общества, он выступал критиком как индивидуализма, так и уравнительной утопии. Стремление избежать крайностей фатализма и волюнтаризма выразилось в размышлениях над проблемой общественной закономерности. Философ развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли, пересмотрел прежнее понимание перспектив исторического развития Европы. В заключительных главах «Былого и дум», цикле очерков «Скуки ради» (1868-1869), в повести «Доктор, умирающий и мертвые» (1869) он обратил внимание на противоречия рабочих и капиталистов. Вершиной социологических поисков и теоретическим завещанием стала его последняя работа - письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М.А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе, против бакунинского лозунга не «учить народ, а бунтовать его». Последние годы А.И. Герцен жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель). Он скончался в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Герцена был перевезен в Ниццу.